«Я расскажу вам… »

Осудите сначала себя самого,
научитесь искусству такому,
а уж после судите врага своего
и соседа по шару земному.
Научитесь сначала себе самому
не прощать ни единой промашки,
а уж после кричите врагу своему,
что он враг и грехи его тяжки.
Не в другом, а в себе побеждайте врага,
а когда преуспеете в этом,
не придется уж больше валять дурака —
вот и станете вы человеком.
С сайтаhttp://www.inpearls.ru/

18 комментариев:

  1. Уважаемые организаторы!
    Поясните, пожалуйста, по какому тексту писать эссе?? В критериях вы пишете:"формулировка проблемы ИСХОДНОГО текста". Или все жа нужно создать текст-размышление, опираясь на те вопросы, которые вы предложили в описании 4 этапа?
    Ждем Вашего ответа!

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемые участники проекта! Вам нужно создать текст - размышление, отвечая на поставленные нами вопросы. Используйте тексты Б. Окуджавы и других бардов.

    ОтветитьУдалить
  3. Эссе на тему «О чём поют современные барды?
    Бардовская песня утвердилась с середины XX века.
    В древности барды сами слагали стихи и сочиняли музыку для своих песен, пели об истинной любви, о настоящих подвигах, благородных поступках и прекрасных дамах, о чувствах и жизни современного им человека. Они вдохновляли на победу, воспитывали в людях лучшие душевные качества.
    А среди первых бардов XX века оказались поэты Булат Окуджава, Александр Галич, Новелла Матвеева.
    О чём же поют современные барды?
    Для этого нужно представить себе атмосферу, в которой родилось творчество "поющих поэтов". Это были небольшие дружные компании, собиравшиеся вокруг туристского костра, на стоянке геологической экспедиции, в комнате студенческого общежития. В такой среде не нужно было проповедовать официальную идеологию и выражать оптимизм. Песни подкупали своей искренностью, душевной открытостью, простотой выражения мыслей. Они давали возможность, по словам Юрия Визбора, "услыхать в стране родимой человеческую речь в изложеньи нежных нот".
    Творчество бардов почти всегда пронизано лирикой, которая обращена к человеку, способному самостоятельно размышлять. "Я убеждён, что этот жанр для людей мыслящих, желающих мыслить. Не могущих не мыслить", - говорил Булат Окуджава.
    У бардов есть песни о любви. Булат Окуджава раскрывал свою душу, стоило тогда написать про любовь и на тебе ставили ярлык «пошлость». Но он писал, хотел достучаться до сердец, рассказать всем о любви, как о самом прекрасном чувстве на земле.
    Одушевлены в поэзии Окуджавы и другие общечеловеческие чувства и понятия: Совесть, Благородство и Достоинство, Вера, Надежда, Любовь, Страдание. Окуджава считает, что мир спасет не красота, а страдание.
    Но круг тем их лирических произведений этим не ограничивается, он гораздо шире.
    Даже такие темы, как Великая Отечественная война и события далёкой истории, доступны бардовской поэзии - свидетельством чему являются сочинения Б. Окуджавы. Поэт скажет: «Мы все войны шальные дети: и генерал, и рядовой», но свои стихи и песни о войне он посвящает, прежде всего, ее рядовым участникам, незаметным и негероическим внешне, но сохранившим доброту, милосердие, любовь.
    Чаще барды поют о повседневной жизни с её радостями, заботами и огорчениями. И эта обычная жизнь на наших глазах вдруг приобретает иное измерение, в котором находится место возвышенному и прекрасному.
    Особняком стоит творчество Александра Галича - остросатирическое, затрагивающее болевые точки общественной жизни.
    Уникальна творческая личность Владимира Высоцкого. Его герои, словно пришедшие в поэзию прямо с улицы, составляют целую энциклопедию человеческих судеб и характеров: от солдата прошедшей войны до заключённого, от покорителя горных вершин до незадачливого спортсмена. Высоцкий заставляет своих персонажей действовать в таких ситуациях, когда сразу становится ясно, "кто есть кто". Певец обрушивается на равнодушных циников и откровенных подлецов. Но с какой любовью повествует он о тех, кто олицетворяет в его песнях человеческое достоинство и мужскую честь!
    В 70-80-х гг. "поющие поэты" были признаны. Их музыка стала разнообразнее и интереснее, примером чему может служить творчество Сергея Никитина, Александра Розенбаума, Александра Дольского. Александр Розенбаум особое значение придал войне в Афганистане.
    Мы считаем, что тема гражданственности актуальна и в наше время. Но нравственные качества человека с каждым днем теряют свой смысл. Потому что сейчас люди начали забывать, что такое жалость и сострадание. Раньше люди помогали друг другу. Если кому-то плохо, то они всегда его поддерживали. А сейчас такое редко увидишь: многие люди радуются чужому горю и несчастью, думают только о своем благополучии. Даже уважение к старости потеряло ценность.
    Следовательно, нужно, чтобы были такие барды, как Б.Окуджава, который хотел «переделать мир, чтобы счастливым был каждый». Чем больше будет таких людей, тем счастливее будет жизнь на земле.
    Команда №8 «Мечтатели» МКОУ «Ярковская оош»



    ОтветитьУдалить
  4. Авторская музыка… эти два слова, в котором содержится так много смысла… но что это такое на самом деле, авторская музыка и бардовская музыка?
    Авторская песня, или как еще говорят бардовская музыка, - это песенный жанр возникший в середине двадцатого века в СССР.
    Авторская музыка выросла из художественной самодеятельности и моментально достигла широкой популярности в обществе. Обычно бардовская музыка исполняется самим автором-исполнителем под гитару. При исполнении авторской песни главное - качество текста, его поэтичность.
    Предками бардовской музыки является городские романсы и песенные миниатюры. Изначально авторские песни исполняли студенты и туристы. Они сильно отличались живым, простонародным подходом к теме. Барды писали очень человечные тексты песен, которые закрадывались в самые дальние уголки души. Это была музыка от души и для души...
    Обычно авторы песен этого одноименного жанра являлись составителями и стихов и музыки песни. Отсюда, в общем- то, и название: БАРДЫ.
    Ближе к 1950-ому году появилось множество бардовских песен в студенческих слоях. Очень сильный толчок в направлении авторской песни дало появление магнитофона, что дало цепную реакцию к появлению песен Б. Окуджавы и Н. Матвеевой. Прошло еще немного времени прежде чем В. Высоцкий, А. Галич, В. Бережков, В. Долина стали классиками - бардами. В 80-90-ым годам к ним присоединились еще Щербаков; Иващенко и Васильева .
    Было вполне очевидно, что бардовский жанр был принят обществом за то самовыражение, открытием своего сердца, своего счастья, своих бед перед людьми- это была настоящая музыка для души.
    В жизни авторской песни обычно выделяют несколько периодов.
    Первый, лидером которого бесспорно стал Б. Окуджава, продлился примерно до середины 60-ых годов и состоял по большей части из тем романтизма и скитаний по путям испытаний и надежд, путям к себе, путям в неизведанное в поисках счастья. Булат Окуджава - один из тех, кто напомнил о первоначальном союзе слова и музыки. Он продолжил традиции 19века: дух декабристов, когда честь и достоинство были превыше всего. Главные темы его творчества: Любовь, Вера, Надежда. Его песни вселяют веру в торжество Добра и Справедливости.
    Песни Булата Окуджавы, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоевывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, затем и среди русскоговорящих за рубежом. Песни «Возьмемся за руки, друзья…», «Пока Земля ещё вертится…» («Молитва Франсуа Вийона») стали гимном многих слетов КСП и фестивалей.
    Стихи Окуджавы хорошо поются и, видимо, уже будут петься всегда. Таково их внутреннее свойство. Они, как музыкальная шкатулка, содержат мелодию внутри себя. С ней они появляются на божий свет и с нею живут на нем.
    Оптимист и жизнелюб, он не мог оставаться безучастным ко всему непоэтическому в действительности. В этом одна из причин того, что в его поэзии так ощутимы, с одной стороны, интонации человеческого горя, печали, а с другой — ирония и самоирония. Так, в пронзительных словах “Ах, война, что ты сделала, подлая”, нельзя не обратить внимание на интонацию большого людского горя и скорби.
    Окуджава прожил достойную жизнь. Вся Москва скорбела о его кончине. Он был и остается не избранным поэтом меньшинства, а поэтом глубоко народным:
    Бардовская песня не выходила из кругов молодежи, лишь изредка распространяясь на магнитофонных записях. Позже был создан фестиваль авторской песни, представителем которого стал известный Грушинский фестиваль.
    Но, наступило время, когда бардовские песни обратилась к резкой критике, по причине того, что песни отличались слишком большой смелостью и откровенностью.
    Сегодня в авторских песнях все сильнее звучит ностальгия по прошлому, горечь потерь и находок и, к сожалению, беспокойство перед будущим.
    Сейчас бардовская песня плывет по спокойному руслу, каждый день появляются новые песни, выступают с концертами и записывают кассеты и диски...
    Команда №7 "Современники" МБОУ "Князевская СОШ"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Творчество великого поэта 20 века Булата Окуджавы затрагивает сердца всех поколений. Его стихи и песни существуют вне времени.
      Сколько лет бы не прошло, люди не перестанут находить в них смысл и теплоту. Каждый выбирает то, что близко ему.
      Неизгладимое впечатление производит на меня песня об открытой двери. На мой взгляд, она как нельзя лучше, отражает то, как можно оставаться человеком с большой буквы в наше непростое время. Строки «Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта.» говорят нам о том, что нельзя закрываться от людей, нужно ко всем находить понимание в различных ситуациях - только это самый верный путь к счастью.
      Душа человека должна быть распахнута для мира, для природы, для окружающих.
      Команда "Гимназисты"

      Удалить


    2. В XXI веке, веке информационных технологий, реальное общение подменяется виртуальным. Все чаще дружбу заводят не в театре и кино, а в социальных сетях. И слово «привет» проще набрать на клавиатуре, нежели сказать при личной встрече. А что уж и говорить о способности социальной сети менять мировоззрение и характер человека. Теперь люди стали более замкнутые, сдержанные в жизни и более развязные в виртуальном мире, где нет никаких, на их взгляд, границ. Но, согласитесь, должны же быть средства, которые «спасают» человеческие души от вечной злобы, непонимания, вражды,..
      Такой спасительной мелодией может стать песенная молитва Булата Окуджавы. В мире его поэзии немало условного, сказочного: здесь и элементы игры, которым пересыпаны отдельные строфы, здесь и необычные персонажи — Веселый Барабанщик, Голубой Человек, муравьи, сверчки. Его стихи призывают противостоять злу, не терять надежды ни при каких обстоятельствах, радоваться гармонии в природе и человеческих отношениях.
      Знаменитая песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», мне кажется, способна сплотить любой коллектив. В ее строках есть какая-то невидимая магия. Здорово, когда люди собираются вместе… Воспоминания об ушедших объединяют, уходит боль и грусть, и радует звездно-снежный купол неба.
      В песнях Окуджавы нет сложных метафор или развернутых непонятных сравнений. И в стихотворении «Давайте восклицать, друг другом восхищаться!» все просто, ясно, но в этой простоте величие, трогающее и проникающее в каждого. Мотивы этого произведения – отношение людей друг к другу, сложность этих отношений, быстротечность жизни. Поэт призывает людей быть терпимее друг к другу: «Давайте говорить друг другу комплименты - Ведь это все любви счастливые моменты». В этих строках ощутима неразрывная связь с реальностью, с современной действительностью. Разве мог Булат Шалвлович предвидеть, что два самых близких народа русские и украинцы могут стать врагами? Ведь «значит это кому-нибудь нужно»?! В лирических миниатюрах Окуджава заклинает: «Не в другом, а в себе побеждайте врага,..»
      А что касается слов, шедших из его сердца, закрепленных в стихотворениях или прозвучавших со сцены, бард позволял редактировать текст по ходу концерта -это были песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, повлиявшие на сознания многих людей и давшие толчок к развитию нового направления - авторская песня. Даже сегодня Булат Окуджава является очень популярным, а многим современным музыкантам и поэтам есть чему у него поучиться.
      Я считаю, что песни Булата Окуджавы в наше время как никогда нужны обществу, ведь они способны пробудить в людях те чувства, которые в потоке динамичной жизни могут угаснуть и без которых мы можем потерять человеческий облик, поэтому давайте как молитву повторять:
      ….Молюсь прекрасному и высшему
      Предназначенью своему, на белый свет меня явившему...
      Команда "Гимназисты69"

      Удалить
  5. Эссе «О чем поют современные барды?»
    Начну с того, что бард – это певец или поэт; как правило, одиночный исполнитель песен собственного сочинения. Соответственно, их сочинения называются авторской песней. О чём же они слагают свои песни? Да обо всём: о дружбе, о долге родине, о любви, о вере, об актуальных социальных проблемах и другое. Изменился мир, изменилось общество, изменился человек. Соответственно, тематика современных бардовских песен претерпела некоторые изменения.
    Б.Ш. Окуджава как один из родоначальников бардовской песни обозначил широкий круг тем и проблем, которые освещал в своем творчестве. Это и вечные темы взаимоотношений людей, толерантности, уважения к старости ; тема любви, дружбы,
    жалости, сопереживания:
    «Он был бы рад - в огонь и в дым,
    за вас погибнуть дважды,
    но потешались вы над ним:
    ведь был солдат бумажный.

    Не доверяли вы ему
    своих секретов важных,
    а почему?
    А потому,
    что был солдат бумажный.»

    «О великая вечная армия,
    где не властны слова и рубли,
    где все - рядовые: ведь маршалов нет у любви!»

    «Пока безумный наш султан
    сулит дорогу нам к острогу,
    возьмёмся за руки, друзья,
    возьмёмся за руки, ей-богу.».
    Тема войны, пожалуй, занимает центральное место в его творчестве. У поколения, которое слушало его песни, на ряду с ними ещё звучали в ушах разрывы фашистских снарядов, ещё болели и кровоточили сердца, терявшие близких и дорогих.
    «Ах, война, что ты сделала, подлая,
    Стали тихими наши дворы,
    Наши мальчики головы подняли
    Повзрослели они до поры…»
    Окуджава восхищается людьми, способными в роковые минуты, забыв личные интересы, стать на защиту родины и, если понадобится, отдать за неё жизнь.
    В его творчестве рядом с темой войны всегда соседствует тема гражданственности. Как во времена Окуджавы, так и в наши дни тема гражданственности является актуальной. Мы чтим память о тех великих событиях: проводим митинги, вахту стоим, устраиваем классные часы, поздравляем ветеранов, проявляя тем самым уважение к старости.
    Сопереживание, толерантность, дружба, любовь, жалость. Это непросто слова, это нравственные качества человека, которые он не в праве утерять в наше время. Человек является человеком, когда в нём собраны все компоненты, принадлежащие ему. А когда один из них потерян, человек перестаёт быть человеком, а становится животным. Часто мы сталкиваемся с жестокостью, это говорит о потере такого компонента как жалость, но не поздно оглянуться и собрать по крупице в единое целое, чтобы набор нравственных качеств наполнился всеми основополагающими. Во избежание потери гордого звания -человек.
    Сегодня авторская песня и бардовская музыка мутируют. Творчество Окуджавы, Высоцкого и других истинных бардов всегда находилась в некой аппозиции к официальной власти. Те люди пели о том, что было важно, о том, что заставляло задуматься. Они не ориентировались на вкусы толпы, на её предпочтения. Многие же современные барды пренебрегают наследием своих великих предшественников и, называя себя бардами, поют отнюдь не на бардовские песни, на отнюдь не бардовские тексты. Одним из таких бардов является Семён Слепаков. Моему поколению всё-таки хочется стать современниками барда, имя которого достойно будет находиться в одном ряду с Окуджавой, Высоцким, Галичем.
    Истомина Ольга Викторовна, МКОУ ХМР СОШ с.Цингалы

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемы организаторы! Просим извинение за беспокойство! Произошла ошибка при регистрации участника. Просим изменить отчество участника №1 Истомина Ольга ВИКТОРОВНА.

      Удалить
  6. О ЧЕМ ПОЮТ СОВРЕМЕННЫЕ БАРДЫ?
    (Эссе)
    Нужно ли в наше жесткое и циничное время сопереживать ближнему, жалеть тех, кто рядом? Для нас ответ очевиден и однозначен: «да». Здесь не может быть вариантов. Мы, люди, нуждаемся во внимании и поддержке друг друга. Нам важно знать, что справедливость существует. И призыв Б. Ш. Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке…» как был актуален в 80-е г., так актуален и сейчас.
    А помнят ли сегодня Окуджаву в нашей стране?
    В одном из интервью известный московский педагог, директор центра образования № 109, Е. А. Ямбург рассказывал, как он искал деньги на памятник Окуджаве в 2007 г., чтобы поставить его перед своей школой:«…я приезжал в некоторые банки, и сорокалетние банкиры не знали, кто это такой, этот Булат Окуджава… Меня нисколько это не удивляло, потому что, как говорится, новые песни придумала жизнь. Сегодня идет опошление, «обыдление» массы людей. Чтобы услышать тихий голос Окуджавы, нужно очень постараться».
    Еще один факт: к сожалению, 90% прохожих на Арбате не смогли сказать, кому поставлен памятник на этой тихой и родной Окуджаве старинной московской улице.
    Неужели забыт поэт, воспевший совесть, благородство и достоинство?
    Да нет же, нет, этого не может быть! Конечно же, в нашей стране есть люди, которые не хотят принадлежать к «обыдлившейся» массе! Во время работы над заданиями проекта мы постарались расслышать тихий голос Окуджавы и…, кажется, стали немножко другими.
    И памятники поставлены, и в школе того же Е. А. Ямбурга каждое утро начинается с гимна на слова Окуджавы, и фестивали проходят, и проекты создают. Нет, Окуджава не забыт!
    Для подтверждения этой мысли на помощь приходятстихи самого Окуджавы:
    Не мучьтесь понапрасну: всему своя пора.
    Траву взрастите — к осени сомнется.
    Вы начали прогулку с арбатского двора,
    На нем-то все, как видно, и замкнется…
    Замкнутые на пятачке вокруг творчества поэта люди— это и те, кто начинал свои «прогулки» в семидесятые, восьмидесятые, девяностые; и те, кто в нулевые под вселявшие надежду аккорды песен Окуджавыимел твердую гражданскую позицию в то самое время, «пока безумный наш султан сулил нам дальнюю дорогу» - они доказательство необходимости существования таких авторов в любые времена.
    Можем ли мы сегодня назвать хотя бы одного барда, пришедшего на смену Окуджаве, Высоцкому, Визбору? Пожалуй, нет. Ну, не Семена же Слепакова называть или тех, кто несет в массы блатной шансон?!
    Однако у нас уже есть тот, благодаря кому: «Когда с окраин раздается еще неясный голос труб, слова, как ястребы ночные, срываются с горячих губ, мелодия, как дождь случайный, гремит и бродит меж людьми надежды маленький оркестрик под управлением любви...»
    Творчество Окуджавы - это очень верный камертон нашей жизни, потому что совесть, благородство и достоинство –«вот оно святое наше воинство», это то, чего не хватало тогда, когда жил и творил поэт и тем более не хватает теперь. А его песни - символ сохранения всего святого, что свойственно нашему народу во все времена.
    Команда "Оркестрик надежды"

    ОтветитьУдалить
  7. Эссе «О чем поют современные барды?»
    Нравственные качества человека: доброта, сострадание,терпимость, умение прощать -имели ценность во все времена. Это «вечные» человеческие качества, на которых держится наша жизнь.
    Сейчас мы остро ощущаем нехватку доброты и страдаем от этого.
    Парадокс:люди стали лучше жить материально, но хуже -нравственно.Что делать? Давайте чаще говорить о прекрасных качествах человека,слагать об этом песни (что и делал Б.Ш. Окуджава),снимать об этом фильмы,поставить это во главу угла в школе,в каждой семье. Большая ответственность ложится на родителей и учителей: это они на собственном примере должны показать,что такое сопереживание, толерантность, жалость,доброе отношение к окружающим.
    Учить добру можно и нужно и на примере песен Окуджавы.
    Мы думаем,что и сегодня Булат Шалвович пел бы о необходимости жить по - человечески, о настоящей любви,верной дружбе, о недопустимости войны и об ужасах, которые она несёт; о том,как быстротечна и прекрасна наша жизнь,о необходимости понимать, принимать,прощать людей,стараться видеть в них хорошее; о вере, о надежде,без которых жить нельзя; о чести и благородстве; о любви к Родине.
    В свете последних событий, мы думаем,что великий бард написал бы песни об олимпийских чемпионах,особенно о паралимпийцах и о сочувствии украинскому народу.
    Преемниками Б. Окуджавы мы считаем Александра Дольского, Татьяну и Сергея Никитиных, Александра Галича, Олега Митяева.
    Особенно нам слышится Булат Шалвович в песне Александра Дольского«Исполнение желаний»:

    …Знаю я, что мне необходимо:
    Мне не нужно долго вспоминать.
    Я хочу любить и быть любимым
    Я хочу, чтоб не болела мать,

    Чтоб на нашей горестной планете
    Только звезды падали с небес,
    Были все доверчивы, как дети,
    И любили дождь, цветы и лес.

    Чтоб траву, как встарь, косой косили,
    Каждый день летали до Луны,
    Чтобы женщин на руках носили,
    Не было болезней и войны,

    Чтобы дружба не была обузой,
    Чтобы верность в тягость не была,
    Чтобы старость не тяжелым грузом -
    Мудростью бы на сердце легла,

    Что бы у костра, пропахнув дымом,
    Эту песню тихо напевать.
    А еще хочу я быть любимым
    И хочу, что б не болела мать…

    У Татьяны и Сергея Никитиных мы особенно выделяем песни:«Времена не выбирают», «Друзей теряют только раз», «Каждый выбирает для себя».
    А в них наши любимые строчки, похожие на строчки Б. Окуджавы:

    Друзей теряют только раз (поэтГ. Шпаликов)
    И, след теряя, не находят.
    А человек гостит у вас,
    Прощается и в ночь уходит.
    А если он уходит днем,
    Он все равно от нас уходит.
    Давай сейчас его вернем,
    Пока он площадь переходит...

    Времена не выбирают, в них живут и умирают. (поэт А. Кушнер)
    Большей пошлости на свете нет, чем клянчить и пенять.
    Будто можно те на эти, как на рынке, поменять.

    Каждый выбирает для себя (поэт Ю. Левитанский)
    Женщину, религию, дорогу.
    Дьяволу служить или пророку
    Каждый выбирает для себя.

    Каждый выбирает по себе
    Слово для любви и для молитвы.
    Шпагу для дуэли, меч для битвы
    Каждый выбирает по себе.

    Каждый выбирает по себе
    Щит и латы, посох и заплаты.
    Меру окончательной расплаты
    Каждый выбирает по себе.

    Каждый выбирает для себя...
    Выбираю тоже, как умею,
    Ни к кому претензий не имею -
    Каждый выбирает для себя.

    У Александра Галича отметим песню:«Уходятдрузья»:

    Уходят, уходят, уходят друзья,
    Одни - в никуда, а другие - в князья...
    В осенние дни и в весенние дни,
    Как будто в году воскресенья одни,
    Уходят, уходят, уходят,
    Уходят мои друзья!

    Б. Окуджаву мы слышим в песне Олега Митяева «С добрымутром, любимая!».
    В жизни всегда должно быть место для любви, для романтики. Нужно совершать чудеса для любимого человека.
    «Крепитесь, люди, скоро лето!»Живите с надеждой на лучшее! Пусть вера не покинет вас!

    Итак,Б.Ш. Окуджава будет жить вечно в своих песнях, столь необходимых людям!

    У великого барда есть продолжатели, это очень радует нас!
    Мы бы хотели чаще слышать песни Б. Окуджавы!

    Мудрые мысли философа-барда, ставшие строчками песен, нужно бы размещать в общественных местах, чтобы люди становились лучше!

    Команда "Книголюбы"

    ОтветитьУдалить
  8. Каждый пишет, как он слышит.
    Каждый слышит, как он дышит…

    Бардовская песня в современном искусстве – явление уникальное. Она жива, она дышит, она бессмертна, если в ней есть душа и частичка сердца, оставленного людям в дар.
    БАРД – БлАго Радости Дарующий. Как хотелось бы, чтобы в звучании песен слышалось чувство – прекрасное, вечное: память, любовь, вера.
    Окуджава, создавая свои произведения, «из собственной судьбы выдёргивал по нитке». «Мгновенно слово. Короток век», но он в творческом «славословии и гульбе» смог «выбрать только любовь к себе». За что же любовь? Он пел «ВЕРУ, НАДЕЖДУ, ЛЮБОВЬ … СОВЕСТЬ, БЛАГОРОДСТВО и ДОСТОИНСТВО». Вот высшие нравственные качества, возведённые им в основу существования Человечества.
    Мы сопереживаем его героям: арбатским мальчикам, ушедшим на войну, бумажному солдатику, готовому «в огонь и дым… за вас погибнуть дважды». Жалеем «крамольного» поэта, сражённого смертельной болезнью, но обретшего бессмертие в стихах…
    Песни Окуджавы пронизаны любовью к своей стране, олицетворением, душой которой для него всегда был Арбат – «его призвание, радость и беда» - его Отечество.
    Песни о войне уйдут в вечность, они не могут быть забытыми. Превратившись « в белых журавлей», они будут «усталым клином» кружить над нашими домами, пробуждая в сердцах доброту, жалость, любовь.
    Темы произведений Булата Окуджавы вечны. Человек не может жить без любви, веры и надежды. Не умерло благородство в сердцах людей. Острой болью звучит память об ушедших. Любовь к Отчизне не умрёт никогда.
    Песни Булата Шалвовича стали визитными карточками лучших отечественных кинофильмов: «Офицеры», «Белорусский вокзал», «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья». Его романсы исполняют талантливейшие артисты. Всё это наше, родное, вошедшее в кровь, в душу, потому что волнует, заставляет громче стучать сердца.
    После Окуджавы, Высоцкого, Галича, Визбора звучат проникновенные песни современных бардов: Олега Митяева, Елены Берегини, Владимира Притулы.
    Все бардовские слёты традиционно начинаются словами песни О.Митяева, ставшей гимном бардовской песни:
    И всё же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,
    Чьи имена, как раны, на сердце запеклись.
    Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним.
    Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
    И раз сердца людей тянутся к бардовской песне - значит, её жизнь продолжается:
    Кружит над скрещеньем дорог
    Та самая главная песенка,
    Которую спеть я не смог…

    ОтветитьУдалить
  9. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  10. Эссе «О чем поют современные барды?»
    Что такое нравственность? Нравственность- это жизненные ориентиры определенного человека, включающие в себя индивидуальные формы поведения в тех или в иных ситуациях, ценности, цели, понятия о добре и зле. Во все времена существовала проблема ценности нравственных качеств человека.
    Многие писатели, поэты и композиторы обращались к этой проблеме. Одним из ярких примеров является творчество Булата Окуджавы. В своих произведениях он проповедует простые истины о любви, вере, дружбе, братстве, верности, милосердии. Б. Окуджава в песнях жалел всех: и хороших, и плохих. Он жалел себя, усталых путников, девочек, девушек, замужних женщин и бабушек, жалел «шарик голубой», пехоту, мальчиков, снова себя, снова женщин, наконец, свою душу. Все написанное Булатом Окуджавой создано в горячем сердцебиении, а потому волнует, тревожит, беспокоит и радует нас, коим принес поэт в дар свои бесценные художественные сокровища. В стихотворениях «Проклятья, и злоба, и месть, и бои…», «Я жалею собак с нашей улицы…», «Святое воинство» мы видим, что Б. Окуджава вкладывал душу в свои произведения, поэтому каждый его стих говорит о том, что у него на душе и что он думает.
    Булат Окуджава - советский и российский поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист, а так же бард. Бардовские песни – уникальный жанр, одновременно близкий душам и далёкий от будничной жизни больших городов. Глубокие смыслы, внимательность к действительно ценным моментам в жизни – вот что отличает этот жанр песни. Авторские песни всегда глубоко трогательны, естественны и душевны. Они рассказывают истории о позабытой стороне жизни, к которой мы тянемся всей своей сущностью. Они возвращают покой и умение любить мир, какие бы препятствия он не создавал на нашем пути. Барды затрагивают самые различные темы, которые тревожат нашу душу.
    Одна из актуальных тем - тема гражданственности. Что же такое гражданственность? Гражданственность- осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням. Песни Булата Окуджавы "Песенка об Арбате", «Мы за ценой не постоим» дают задуматься нам о важности гражданственности и патриотизма в наше время.
    Одним из современных бардов является Александр Розенбаум. Его творчество охватывает все аспекты жизни, начиная от войны и заканчивая философской лирикой. Они повящены историческим темам «Романс генерала Чарноты», цыганским темам (песни «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно…») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»). Среди его песен есть и философские («Вещая судьба»).
    Не обошел стороной А.Розенбаум и военную тему. Большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…» и др.
    Особенно много песен барда посвящено войне в Афганистане («Монолог пилота „Чёрного тюльпана“», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертами в Афганистане.
    Нравственные качества человека, независимо от времени, имели ценность лишь у людей, глубоко душевных и понимающих простые истины жизни. И все же, говоря о нынешнем поколении, все большее значение в жизни современной молодежи приобретают ценности материально-бытового плана, преобладают личные жизненные мотивы и экономические цели. Нельзя винить их за это, ведь современное общество и воспитание со стороны родителей направляют их на путь, главной целью которого является приобретение каких-либо материальных ценностей или же извлечение своей выгоды, независимо каким путем нужно достигнуть это. Безусловно, нельзя говорить категорично, каким будет нынешнее поколение, ведь каждый человек сам выбирает, каким он будет и что в его жизни важнее всего.

    Коллектив «Дружный» БОУ «СОШ №118»

    ОтветитьУдалить
  11. Команда "Омичи". Рег № 22
    В современном мире человек буквально погружен в информационное пространство. Каждый день он сталкивается с новыми знаниями, которые раньше были под запретом. Многие перестают понимать, что является добром, а что злом.
    Как сохранить и передать будущим поколениям общечеловеческие ценности в таком потоке информации? Именно такую нравственную проблему поднимает в своем тексте.
    Автор, размышляя над этим вопросом, приводит в пример знаменитого барда, одного из основателей авторской песни Булата Окуджавы, а точнее его песни, в которых он обращается со слушателям, передавая истинное отражение этого мира без всякого рода искажения, с надеждой и просьбой сохранить его.
    Автор убеждает нас в этом, приводя цитаты из стихотворений и песен Окуджавы. В них бард рассказывает своим слушателям в форме дружеской или приятельской беседы о том, как следует понимать этот мир. Это советы, которые помогут сохранить и предать именно человеческие ценности.
    И в этом я полностью поддерживаю позицию автора, потому что только человек, прошедший столько испытаний, сколько прошёл их Булат Окуджава, может и должен показать нам истинные ценности этого мира.
    Во-первых, Булат Окуджава прошёл одно из самых тяжёлых испытаний в истории нашего народа. Это Великая Отечественная Война. И прошёл он его, сохраняя в себе человека, а не жестокое и кровавое безумие того времени, которое отдается эхом и в наши дни.
    Во-вторых, Окуджава доказывает нам это и своими стихами, в которых просит нас оставаться людьми, создавать новое и беречь старое: «Пусть твердят, что дела твои плохи, но пора научиться, пора не вымаливать жалкие крохи милосердия, правды, добра. Но пред ликом суровой эпохи, что по-своему тоже права, не выжуливать жалкие крохи, а творить, засучив рукава».
    Но следуют ли сегодня этим негласным заповедям продолжатели дела Булата Окуджавы? К сожалению, из того творчества современных бардов, что доходит до нас с вами через телевидение и интернет нет того, что мы с трепетом находим в песнях Окуджавы. Конечно, мы живём в другое время. Всё поменялось. Но где же та "красная нить" человечности, которая связывала не только куплет и припев, но и души? Наверное, её утратили многие из нас. Конечно, есть барды и сегодня. Олег Митяев, Татьяна и Сергей Никитины и другие.., но есть Булат Окуджава. Простите за категоричность.И это единственная истина…

    Каждый из нас должен видеть разницу между добром и злом, и тем самым беречь общечеловеческие ценности. Иначе мы просто потеряем право назвать себя людьми.




    ОтветитьУдалить
  12. Всё чаще мы убеждаемся в том, что музыка способна оказывать огромное воздействие на людей. Музыка выражает различные состояния человеческой души. Она способна возвысить человека, украсить его жизнь, успокоить или придать силы в тяжелую минуту. Полагаю, что вы согласитесь с мнением Кабалевского Д. Б. о том, что «музыка воздействует на жизнь через человека и в этом ее огромная преобразующая сила».
    Свое начало жанр – авторская песня берет из музыкальной культуры вагантов и бардов. В средние века бардами называли профессиональных поэтов-певцов. В древней Руси это были гусляры, песняры, сказители.
    Авторская песня в России имеет особый смысл. Она прошла большой и сложный путь от полного неприятия к расцвету и признанию, ведь на протяжении веков в русском пении на первом месте ставилось слово, а потом уже музыка.
    В середине XX века авторская песня стала своего рода протестом против поверхностного искусства. Она противостоит развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, световые эффекты, доходчивые слова. Развлекательные песни - явление музыкальное, авторская же песня - прежде всего литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей. Поэтическое слово, звучащее под аккомпанемент гитары, роднит, сближает автора с аудиторией, помогает вникнуть в смысл песни, понять ее. Поэтому концерт барда – это не развлечение, а душевный искренний разговор, глубокая исповедь. Авторы – исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами и постарались чуточку измениться к лучшему.
    Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Определяя сущность авторской песни, Б. Окуджава сказал, что авторская песня это «поэзия под гитару», а В. Высоцкий назвал бардов «поэтами, которые исполняют свои стихи под музыку».
    Булат Шалвович Окуджава по праву считается первым по значимости российским бардом. Он один из тех, кто напомнил о первоначальном союзе слова и музыки. Его мелодии как бы живут внутри стихотворения. Главные темы его творчества – Вера, Надежда, Любовь. Он написал около 150 песен.
    Когда во всех концах державы,
    Магнитной лентой шелестя,
    Возникли песни Окуджавы,
    Страна влюбилась в них, хотя
    Какая брань, какие клички
    Тем песням выпали в свой срок.
    К песням Владимира Семеновича Высоцкого можно относиться по-разному. В них есть удивительная добрая сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность – растерявшимся. На его песни можно опереться как на плечо, потому что в них звучит надежность и правда. Высоцкий продолжает оказывать огромное влияние на современных исполнителей авторской песни. Но его манеру исполнения и общения со зрителями повторить, наверное, невозможно. Он проживал с каждым своим образом и сливался с ним.
    Свое жизненное кредо, нравственные принципы он изложил в песне «Я не люблю».
    Может, кто и ныне снова хрипоте его не рад
    Может, кто намеревается подлить в стихи елея….
    А ведь песни не горят, они в воздухе парят.
    Чем им делают больнее, тем они сильнее.
    Игорь Тальков – звезда эстрады, кумир молодежи, поэт, певец, композитор. В общем – неординарная личность, одаренная натура, талантливый человек. Он был независимым человеком со своими взглядами на все происходящее. Не терпел хамства и не любил дураков. Он считал себя русским патриотом, потому что ему было не безразлично, что происходит с Россией.
    Классический образец авторской песни – это творчество А. Галича, который был талантлив буквально во всем. Лейтмотив его творчества – ответственность за прошлое, противостояние произволу. В 1974 году он стал неугоден власти из-за своих остросатирических песен и навсегда уехал в Париж.
    В чем же ценность авторской песни?
    Несомненно, в доступности исполнения и восприятия любым человеком. Авторская песня оказывает огромное художественное воздействие на слушателя. Она обогащает духовный мир человека, оказывает влияние на его отношение к миру, к людям, на его жизненное поведение. И мы с вами учимся понимать музыку, дающую пищу уму и сердцу.
    Команда «Энтузиасты»

    ОтветитьУдалить
  13. Уже не один десяток лет говорят, что человечество живет в постоянно обновляющемся мире, который буквально захлестывают волны информации и научно-технического прогресса. Очевидно, что окружающий человека мир изменяется неизмеримо быстрее, чем сам человек. Возьмем сочинения духовных отцов христианства, написанных почти две тысячи лет назад, или более поздние художественные произведения – Шекспира, Сервантеса, отечественных классиков. Перед нами предстает человек, обуреваемый «вечными» страданиями. Он находится во власти любви или ненависти, добра или зла, алчности или бескорыстия. Внутреннее состояние человека изменилось в гораздо меньшей мере, чем мир внешний. То, что человек давно обязан был бы изменить, сегодня принимает изощренные формы. Свидетельством тому неистовая борьба за деньги и власть, всплеск небывалой жестокости и насилия, разгул терроризма, национальной вражды, презрения к достоинству других людей. Значит, внутренний мир человека, мотивы, побуждающие его к той или иной деятельности, выбор добра или зла мало зависят от технических достижений и научных прорывов. Напротив, умный, хорошо образованный человек гораздо опаснее для общества, чем «простак», о котором с иронией говорят: «хороший человек не профессия».
    Проблема в том, что мы разучились «строить» внутренний мир человека. Воспитание, в основном, нацелено на формирование человека вовне: как буду выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое другое. Конечно, это необходимо для каждого. А вот внутренняя культура, внутреннее содержание, наполнение духовного мира человека чаще всего не воспитываются. Потому известные философы, например, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев говорили, что самая трудная наука – это наука самопознания, ибо, заглянуть в себя, иной человек найдет в душе лишь мерзость запустения, а там должны быть святыни.
    Сегодня, именно тему нравственности в своих стихах затронул быБулат Шалвович Окуджава. По частоте цитирования его произведений он давно уже встал в один ряд с русскими классиками. «Какое небо голубое!»; «Давайте говорить друг другу комплименты!»; «Мы за ценой не постоим!»; «Бери шинель, пошли домой!»; «Возьмемся за руки друзья!»; «Не запирайте вашу дверь!»; «Может, и не станешь победителем, но зато умрешь, как человек» - малая часть из того, что пошло в народ.
    Настоящий Поэт учит и наставляет нас не только стихами, но и судьбой, не только успехами, но также просчетами, провалами и ошибками. Чему научил нас автор гениальной «Молитвы» в последние годы своей жизни.
    Он научил нас тому, что совесть не может быть коллективной, поскольку совесть – глубоко личная и даже интимная категория, что поисками «совести нации» могут заниматься лишь законченные пошляки.

    Он в который раз за многовековую историю человечества проиллюстрировал банальный постулат о том, что не стоит превращать живых людей в идолов и поклоняться этим идолам. Поскольку люди имеют способность говорить глупости и грешить, малодушничать и заблуждаться.

    И сегодня из непостижимого ТАМ, которое ожидает всех нас, он говорит с нами, подбадривает, ругает и, конечно же, предостерегает от ошибок, включая его собственные.

    Команда "Девчата" МБОУ "Новоуйская СШ"

    ОтветитьУдалить
  14. Здравствуйте, уважаемые организаторы проекта! Большая просьба включить наш ответ в четвертый этап. Из-за нестабильного интернета мы не смогли вовремя внести в блог эссе девушек. Будем очень признательны. В этапе "Давайте познакомимся" наш слайд был кем-то удален, позже мы загрузили его снова, просмотрите, пожалуйста.
    С уважением команда "Девчата" МБОУ "Новоуйская СШ"

    ОтветитьУдалить